сентября 07, 2010
Шекспировский вопрос уже давно стал притчей во языцех, а, между прочим, на него уже давным-давно дан ответ целым рядом умных и добросовестных исследователей. Вернее так: в разные годы несколько ученых пришли к версии, что гениальным литератором является ни кто иной, как Роджер Меннерс, 5-ый граф Рэтленд (Roger Manners, 5th Earl of Rutland), живший с 1576 по 1612 год. Это был один из образованнейших людей своего времени, магистр искусств Кембриджского и Оксфордского университетов.
Он также обучался в старейшем европейском университете в итальянском городе Падуя, лондонской юридической корпорации Грейс Инн. Его образованием руководил философ Фрэнсис Бэкон. Поместье Рэтлендов - замок Бельвуар находится в графстве Лестер.
Один из последних знатоков британского гения - российский исследователь Илья Гилилов, у которого не так давно вышла книга «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса», в которой для выявления личности великого драматурга и поэта он использует научные методы. Что интересно, среди крупных ученых, занимающихся изучением личности и трудов литературного гения практически нет соотечественников-англичан. Также как ни в СССР ни в правопреемнице Союза – России, например, не нашлось ни одного автора, детально изучившего жизнь Владимира Ильича Ульянова (Ленина). У соотечественников часто видна некая близорукость к своим национальным гениям. В подобных ситуациях создается иллюзия, что о своих героях мы точно все знаем, а на самом деле нам известны лишь фрагменты биографии.
И все-таки для выяснения личности литературного гения необходимы доказательства. Приведу только самые убедительные. Ну вот, например, самый поразительный факт. Выявлено по документам Падуанского университета, что одновременно с Рэтлендом там учились студенты Розенкранц и Гильденстерн. Как известно, это персонажи из пьесы «Гамлет». Посмотрите на места действия в его пьесах – это, помимо Британии, различные страны Западной Европы, по которой он совершил путешествие, будучи молодым человеком. Действия в его произведениях происходит в различные исторические эпохи. И для того, чтобы написать 37 пьес в те времена, помимо гениальности требовались еще энциклопедические знания. Все это было у графа Рэтленда и абсолютно не было Шекспира (правильнее звучит Шакспер) из Стаффорда на Эвоне. Неизвестно даже в какой мере Уильям Шакспер владел родным для себя английским языком. Более того, полностью отсутствуют доказательства, что этот человек вообще когда-либо занимался литературным трудом. Зато доподлинно известно, что он часто давал в долг, и как только заемщик не укладывался в сроки погашения кредита, он тащил его в суд и там уже обдирал до последнего. Этот вид заработка у него был отработан до автоматизма. Сохранилось завещание стаффордовского «литератора», где ни слова о творчестве, но зато расписано какому наследнику что достанется, вплоть до ложки. Думаю, вполне достаточно фактов, чтобы утверждать - Уильям Шакспер из Стаффорда на Эвоне есть некая абсолютно антитворческая натура. Эдакий английский вариант персонажа Шейлока из пьесы «Венецианский купец». И как же так получилось, что имя этого человека уже несколько веков красуется на обложках книг гениальных произведений?!
Произошло следующее: граф Рэтленд абсолютно не взирал на суть этого стаффордского человека. Ему просто понравилась фамилия Шекспир (William Shakespeare) (пишу, как публикуют до сих пор), которую можно перевести как «потрясающий копьем». Шекспир стал для Рэтленда не просто маской, псевдонимом, но еще и ловко замаскированным подставным лицом. Стаффордовскому Шейлоку заплатили за молчание, и он унес тайну в могилу. Достоверно известно, что к этому ростовщику наведывались слуги графа, оплатившие ему услуги за роль подставной фигуры и молчание при этом.
Задаешься вопросом: зачем Рэтленд так плотно и умело надел на себя маску Шекспира!? Всматриваешься внимательно в его жизненный путь и понимаешь, что причин для конспирации было вполне достаточно. Хотя бы вот этот факт из биографии: близкие друзья Эссекс и Саутгемптон просто втравили его - другого глагола и не подобрать - в вооруженное выступление против королевы Елизаветы. Кончилось все более чем плачевно: Эссексу отрубили голову, интимный друг Саутгемптон получил пожизненное заключение. А нашего законспирированного литератора вместе с двумя младшими братьями Фрэнсисом и Джорджем посадили в Тауэр. Из этой тюрьмы удалось вырваться лишь после выплаты родственниками штрафа в 30 тысяч фунтов стерлингов. Как человек, глубоко понимающий людей и общество, он прекрасно знал, что угадать реакцию читателя на правдивые и смелые произведения абсолютно невозможно. Конспирация позволяет находиться в состоянии душевного равновесия и творить дальше. При этом в роде Рэтлендов было много эгоцентриков, способных на различные экстравагантные выходки. Как на этой почве не разыграться игре британского ума?! И еще одно: конспираторов было … двое. Британскому гению, определенно, повезло в личной жизни, поскольку в лице своей супруги Елены, урожденной Сидни, дочери известного поэта, он, несомненно, встретил alter ego и любовь в самом прямом смысле до гроба. Предполагают, что они и творили вместе, по крайней мере, личным секретарем для мужа она была точно. Посмотрите, какой громадный гвоздь она забила в тайну авторства! Рэтленд умирает в Кембридже в 1612 году, не дожив и до тридцати шести лет. Но Елена тайно хоронит мужа не в этом университетском городке, а Лондоне, предположительно, в соборе Святого Павла. Дело в том, что дополнительную лепту в маскировку внесли случайные обстоятельства – некоторое время спустя в соборе случился пожар и от могилы Рэтленда ничего не осталось. В Кембридже она устраивает мистификацию похорон с закрытым пустым гробом. Через неделю после ухода мужа в мир иной Елена принимает смертельную дозу яда и её хоронят по завещанию в том же соборе Святого Павла. Тут и вскрывается обман с кембриджским гробом. Кстати, её могилу пожар не уничтожил.
О подпольных творческих делах четы Рэтлендов знали или догадывались друзья, родственники, издатели. Но все они проявили просто невероятную солидарность по сохранению тайны, которую, возможно пронесли через несколько поколений. Очевидно, такова этика английского аристократического общества - свято, а получается все-таки слепо, выполнять волю гения.
История литературы знает примеры, когда заветы нарушались, и это приводило к положительным результатам. Душеприказчик писателя Франца Кафки Макс Брод взял да и ослушался своего подопечного. Вопреки запрету опубликовал творения таланта. И мир от этого только выиграл, обогатился.
В итоге с британским гением мы имеем на данный момент совершенно абсурдную ситуацию! Только вдуматься: туристы со всего мира посещают дом Уильяма Шакспера, человека, который, определенно, был антиподом настоящему автору! Впору писать произведение «Стаффордский ростовщик» с главным отрицательным персонажем, понятно с каким. Поскольку точки над i соотечественники гениального литератора до сих пор не расставили, то по всему миру, раз за разом, плодятся всевозможные версии часто нелепые, необоснованные, а то и смехотворные, но обязательно приносящие своим авторам дивиденды в виде пиара и не только.
Владимир Самков, Samogo.Net
Последние опубликованные
Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производителиРекомендуем
Случайные
Добавить комментарий: