июня 03, 2010

Самый большой театр в мире

Театр в Китае

Китай постепенно становится супердержавой, это касается не только экономики. Коммунистический Китай, как когда-то Советский Союз, старается оформить своё лидерство конкретными материальными достижениями и стремится наметить своё превосходство в том числе и в архитектуре. Самый длинный мост в мире только строится в Китае, а самый большой театр в мире уже в Китае построен и официально открыт в 2007 году.

Театр вмещает в целом около 6500 зрителей, в длину его здание достигает 212 м, в ширину – 143 м, в высоту – 46 м. 22 000 металлические панели, не считая стеклянной части, покрывают внешнюю поверхность постройки площадью 100 000 кв. м. Его полезная площадь составляет 150 000 кв. м.

Интересные архитектурные детали

Огромный купол самого большого театра в мире из титана и стекла покоится посреди неглубокого пруда. Прямоугольная форма водоема и овальная – здания должны, по замыслу архитектора Поля Андре, напоминать о древнем китайском космологическом символе Земли и Неба: вписанном в квадрат круге. Несмотря на отсылки к традиции, проект театра с самого начала стал объектом жесткой критики со стороны китайских архитекторов, а также в целом не понравился публике.

Архитекторов возмущала и подчеркнуто современная форма здания по соседству с площадью Тяньаньмэнь и Запретным городом, и его бюджет (в итоге достигший цифры в 400 млн. долларов – астрономической для Китая, принимая во внимание низкую стоимость там как рабочей силы, так и материалов). Рядовые пекинцы с момента публикации предварительного проекта театра сразу же стали сравнивать его с огромным утиным яйцом, что вызывает скорее негативные ассоциации в китайской культуре (в отличие от птичьего гнезда – Олимпийского стадиона «Херцог & де Мерон» и дракона – нового пекинского аэропорта Нормана Фостера).

Проблемы при строительстве

Проблемы также возникли после обрушения в 2004 перекрытий терминала аэропорта Шарля де Голля в Париже, спроектированного Андре: строительство театра было приостановлено, но потом все же продолжилось.
Особые возражения с точки зрения безопасности вызывал застекленный подземный коридор длиной 75 м под искусственным озером вокруг театра. По этому проходу зрители попадают внутрь постройки, и именно он казался наиболее уязвимым элементом проекта в случае атаки террористов или погрешности конструкции.

Коридор приводит в огромный вестибюль, соединяющий три зала театра: оперный – на 2416 мест, концертный – на 2017 мест, и зал драматических спектаклей – на 1040 зрителей. Огромный купол обшит изнутри панелями из бразильского красного дерева, а пол выложен плитами из белого, желтого и серого мрамора, добытого в 22 китайских провинциях. Стены концертного зала решены в оттенках белого, а его потолок покрыт деревянными акустическими панелями, напоминающими своими волнообразными формами абстрактные скульптуры. Самый маленький из трех, театральный зал полностью обшит изнутри шелком: полосами красного, лилового и оранжевого цветов.

Культурная миссия театра

После пред-открытия театра в октябре 2007 года, когда было проведено несколько спектаклей для партийных лидеров и передовиков производства, критики постройки несколько поутихли. Но даже после официального начала первого сезона для администрации огромного комплекса остаются нерешенными важные проблемы, главные из которых – отсутствие внятной программы спектаклей (до конца не ясно, какова «культурная миссия» нового театра), а также – проблема очистки фасадов. Блестящие титановые и стеклянные панели необходимо постоянно очищать от гари и пыли в условиях густого пекинского смога, а, учитывая размеры постройки, делать это регулярно будет если не невозможно, то невероятно дорого.

Виктор Островский, по материалам archi.ru

Добавить комментарий: