мая 13, 2010

Самое чудесное на свете: Семь чудес света

Египетские пирамиды

Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры.

Египетские пирамиды

Пирамиды — неподвластны времени и самые загадочные и таинственные из того, что осталось нам от предков. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся от современного Каира до Фаюмского канала.

Самая древняя пирамида фараона Джосера — воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Высота пирамиды 60 метров. Строитель первой пирамиды Им был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, в поздние времена был обожествлен, и в его честь были возведены храмы и статуи.

Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, а у более поздних — стены гладкие. Почему изначально пирамиды строили с лестницами, а затем без, до сих пор остается загадкой.

Археологи насчитали 80 пирамид, но не все они сохранились до наших дней. Самые известные из них — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрепа (Хафра) и Мекерина (Мелкаура).

Самая крупная пирамида — пирамида Хеопса, сооруженная в XXVIII в. до н. э. зодчим Хемуином. Первоначально она возвышалась на 147 метров, но из-за наносимых песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, или, если быть тонными, одна сторона длиннее других на 20 сантиметров, то есть ошибка всего в 0,0009. Площадь пирамиды более 50 тысяч квадратных метроа. Пирамида Хеопса состоит из почти сплошной каменкой кладки, внутренние помещения занимают не более 3-4 % общей площади.

Пирамида состоит из двух миллионов трехсот тысяч кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По словам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид Гизы хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в 30 сантиметров. Подсчитали, что каждый блок весит в основном 2,5 тонны, а самый тяжелый — 15 тонн. Общий вес пирамиды около 5,7 миллиона тонн. Камни уложены без связующего материала и держатся собственной тяжестью. Блоки настолько тщательно пригнаны один к другому, что щели между ними не более пяти миллиметров.

Искусная работа каменотесов

Такая искусная работа каменотесов, требующая точности, не примитивного, а сложного набора инструментов, а также использования тяжелой техники вызывает у современного человека удивление. Ведь ояа выполнена в основном каменными орудиями, без использования сложного технического оборудования. Исследователи, пытавшиеся выяснить, каким образом древние строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да еще не просто воздвигнуть, а придать ему правильную геометрическую форму, становились в тупик. Иногда, как и о мегалитических сооружениях, высказывается мнение, что пирамиды, эти колоссальные сооружения, соорудили... инопланетяне.

Среди множества предположений, высказываемых по поводу строительства пирамид, наконец-то появились более или менее разумные. Теперь полагают, что пирамиды, вероятнее всего, строились так. Па правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей белого тонкозернистого известняка. В скале обозначали границы будущего блока, затем по этим границам выдалбливали глубокую канаву, а в нее забивали клинья п.ч сухого дерева, которые обливали водой. Дерево разбухало, увеличиваясь в объеме, трещины расширялась, и, в конце концов, монолит отделялся от скалы. Затем каменную глыбу на месте обрабатывали инструментами из камня, меди и дерева, пока она не приобретала форму стандартного куба. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много готовых неиспользованных блоков. Как выяснилось, это бракованные блоки.

Обработанные блоки на лодках перевозили на левый берег Нила, Дальше их везли по специально проложенной дороге, на строительство которой ушло 10 лет. Это строительство, по словам Геродота, было только немного проще сооружения пирамид. Затем у подножия будущей пирамиды лицевую сторону тщательно шлифовали, используя для этого камень и песок.

Пирамида возводилась на коренном известняковом массиве, расчищенном от наносного песка и грация, Геродот утверждает, что сооружение пирамиды длилось 23 лет. Во Бремя ежегодных разливов Нила крестьяне невольно освобождались от сельскохозяйственных работ, поэтому их груд использовался в строительстве. По приблизительным подсчетам над сооружением пирамиды работало непрерывно з течении каждых трех месяцев по 100 тысяч человек. Английский археолог Флиндерс Петри считает, что 100 тысяч строителей, работая по три месяца о году, могли бы возвести великую пирамиду быстрее, чем за 20 лет.

Чтобы поднять блоки, египтяне строили нз кирпича и камня наклонную насыпь с утлом подъема около, 15°. По мерс того как сооружалась пирамида, насыпь удлиняли. Диодор Сицилийский утверждал, что по этим насыпям камень тащили на деревянных саиях. И действительно, археологи обнаружили остатки таких саней. Современные исследователи считают, что для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что лолозья легко скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство заканчивали, наклонную насыпь разравнивали, а поверхность пирамиды закрывали облицованными блоками.

Пирамиды — самое знаменитое архитектурное сооружение в мире. С инженерной же точки зрения, эта примитивные постройки, горы сложенные людьми, Однако цель была достигнута — пирамиды стали вечными монументам, пережившими тысячелетия.

Висячие сады Семирамиды в Вавилоне

Висячие сады Семирамиды в Вавилоне

В 90 километрах от Багдада находятся развалины Вавилона. Хотя древний город давно перестал существовать, о его былой грандиозности свидетельствуют развалины, которые можно увидеть и сегодня.

В VII в. до и. J. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, сады, ставшие легендой.

Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассирии, по крайней мере об этом же рассказывают Диодор и другие греческие историки.

Семирамида — Шаммурамат — историческое лицо, но жизнь ее легендарна. По преданию, дочь богини Деркето Семирамида росла в пустыне, в стае голубей. Потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода Оанн увидел девушку и женился на ней. Семирамида была удивительно красива, умна н отважна. Она очаровала даря, который отнял ее у воеводы. Оанн лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола, хотя у них был сын Ннний. Тогда-то и проявились ее способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилов с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмом Бэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Заг-росской цепи в Лидию, где она тоже построила столицу Экба-тану с прекрасным царским дворцом, а воду к столице провела через туннель из далеких горных озер. Двор Семирамиды блистал великолепием. Пинию наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дЕорна со стаей голубей. С этого времени ассирийцы стали почитать ее богиней, а голубь стал для них священной птицей.

Уничтожение "Висячих садов"


Однако знаменитые «висячие сады» были разбиты не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а поз>ке, в честь другой, увы., не легендарной жешципы. Они были построены по приказу Навуходоносора для любимой жены Ами-тис — индийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городам и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Он превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена, роскошью.

Свой дворец Навуходоносор построил па искусственно созданной площадке, поднятой иа высоту четырехъярусного сооружения. Иа насыпных террасах, покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше — свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологами лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для растений.

В повозках, запряженных быками, в Вавилон привозили деревья, завернутые в мокрую рогожу, семена редких растений, трав й кустов. Постепенно разрослись удивительные сады и распустились прекрасные цвета. Для орошения зелени день и ночь сотни рабов подавали ь кожаных мешках воду из Евфрата.

Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми душистыми цистами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света. В июне 323 г. до н. э. в покоях нижнего яруса этих садоз провел свои последние дни Александр Македонский.

Висячие сады были разрушены постоянными наводнениями Евфрага, который по время .паводка поднимается на З—4 метра. Древний Вавилон давно перестал существовать, но легенда о неповторимых садах города живет и сегодня.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе

В VI в. до н. з. небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес. Город был основан в XII в. до н. э. на западном побережье Малой Азии ь Карий. Покровительницей города была Артемида — дочь Зевса и Лето, еестра-блиянец златокудрого Аполлона. Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, защитницей целомудрия и охранительницей рожениц, а также богиней Луны. Вполне естественно, что горожане решили построить в честь свой покровительницы величественный храм. Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Зфесцы вели крупные ростовщические операции — занимали деньги под большие проценты — поэтому старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.

Над составлением проекта и строительством храма работал известный архитектор Харсифрон из Кносса. Он предложил построить мраморный храм, который будет опоясывать двойной ряд колонн. Предложение было принято, но возник вопрос — где брать мрамор? Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы, они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказалась исторической. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал знаменитостью — Евангелием, что значит «принесший благую вестью.

120 лет стройки

Строительство храма затянулось иа 120 лет. Одной из причин такого длительного строительства явилось то, что храм решили возводить недалеко от устья реки Каистры, где была очень болотистая почва. Полагали, что мраморный храм в этом месте ослабит толчки землетрясений, часто случавшиеся на побережье Малой Азии. Грунт посыпали толченым углем, который тщательно утрамбовывали.

Мраморные колонны перевозили из каменоломен, находившихся в 12 километрах от места закладки храма. Колеса повозок вяали Б топкой земле. Тогда Харсифрон предложил остроумный способ выравнивания почвы. В концы колонны забили железные прутья, укрепив их оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колеса такого размера, что каменная колонна висела на железных осях. Затем прикрепили длинные жерди, впрягли быков. Колонна, превращенная в своеобразное колесо, покатилась по топкой дороге.

При Харсифронс было возведено здание храма и установлена колоннада. Но до завершения постройки было еще далеко. Строительство продолжил сын Харсифрона - архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма, С большим трудом балки втаскивали канатами но наклонной плоскости на высоту храма. В дальнейшем предстояла работа еще более сложная; нужно было положить архитрав па вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить се капитель. Как и отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность: на вершину колонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, под их тяжестью песок постепенно высыпался, и балки плавно легли на свои места.

Метаген тоже не успел достроить .храм, и это выпало на долю архитекторов Пеонита и Деметрия. Б 550 г. до н. я., когда легкое и изящное беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам современников, пно вызывало удивление и восхищение.

Огромное святилище

Святилище было огромно, длинной ПО и шириной 55 метров. Вокруг него шли два ряда каменных колон высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего, их было 127, Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как н древних храмах, а из мраморных плит.

Прошло почти 200 лет. Б 356 г. до н. э. житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить свое имя, поджег святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения Александра Македонского. Храм сильно пострадал; обгорели деревянные конструкции, треснули балки перекрытий и колонны. Жители Эфеса решили восстановить храм и для его реставрации собрали свои сбережения, и драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. А. Македонский предложил оплатить лее прошлые и будущие расходы по реконструкции храма, но при условии, что в храме высекут надпись, воздающую должное его заслугам. Эфесцы мотивировали свой отказ тем, что «богу» не подобает воздвигать храмы другим богам.

Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ. Во время работы он внес некоторое изменение: поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетия.

Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. Б художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колони — другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру. Не удивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес свеса.

Археологи, заинтересованные храмом Артемиды, на месте постройки ничего не обнаружили. В 263 г. храм Артемиды был разграблен готами. Окончательно его уничтожили болотистая почва, постепенно поглотившая здание, и река Каистра, покрывшая остатки сооружения наносами. Археологам и архитекторам потребовались десятилетия, чтобы воссоздать первоначальный облик одного из чудес света.

Статуя Зевса в Олимпии


Статуя Зевса в Олимпии

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, являлся религиозным центром, где поклонялись верховному богу Зевсу, и местом проведения посвященных ему Олимпийских игр. Это был величайший культурный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии сложился в основном в VII—IV вв, до н. э. Здесь были возведены великолепные храмы богов, в одном из которых и находилось одно из семи чудес света — огромная и прекрасная статуя Зевса.

Статуя Зевса была создана гениальным древнегреческим скульптором Фидием (предположительна 500—430 гг. до и. э.). Это был не только величайший скульптор, но и талантливый архитектор, живописец, мыслитель. По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие богов. Такой была, очевидно, и статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии. Статуя находилась в конце огромного зала, длина которого составляла 64 метра, ширина — 28 метров, а высота - около 20 метров. 14-метровый Зевс восседал на троне, сделанном из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немало сюжетов и.) эллинской мифологии, воплотил фигуры вполне реальных людей. Сама статуя Зевса сделана из золота и слоновой кости. Драгоценные пластинки искусно крепились на специальном деревянном каркасе. Голова и обнаженная до пояса фигура. Зевса были выточены из слоновой кости. Голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей — знак миролюбия грозного бога. В одной руке бог держал золотую статую крылатой богини победы Ники, другой опирался на скипетр, завершающийся фигурой орла. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Статуя казалась живой: вот-вот Зевс поднимется с трона.

Впоследствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь во дворец императора Феодосия II. В V в. дворец сгорел, а с ним языки пламени уничтожили и гениальное творение Фидия. Статуя Зевса исчезла.

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе

В Галикарнасе, столице небольшого Карийского государства в Малой Азии, был создан один из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики.

Галикарнас был крупным торговым портом, хорошо укрепленным самой природой. Вдоль гавани пролегала рыночная площадь, далее вверх через центр излучинь. и ее окаймления была проложена широко развернутая улица, «посредине которой был воздвигнут Мавзолей, сооруженный о таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света», -записал Витрувий.

Гробница была воздвигнута для Мавсола S IV в. до ir. x царицей Артемисией. Мавсол был жестоким и невероятно богатым правителем; он вводил налог за налогом, извлекая доходы из всего, например с похоронных обрядом или волос.

Впервые в греческой архитектуре, а именно в архитектуре Галикариасского Мавзолея, сочетались все три знаменитых стиля — греческий, ионический, коринфский. Нижний этаж поддерживался: 15-ю дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние — ионическими. В Мавзолее была соблюдена строгая геометричность, сочетались массивная простота, исполненная внутренней силы, с декоративностью, легкостью форм и плавностью линий.

Галикарнасский Мавзолей — трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора, Здесь помещался заупокойный храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий — пирамидальная кровля, тоже мраморная. Венчала здание четырехконная колесница (квадрига), которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало .10—50 метров в высоту. Гробницы окружали статуи львов и скачущих всадников.

Мавзолей строили зодчие Сатир и Пифий, а скульптурная композиция была поручена нескольким мастерам, в числе.

которых был великий Скопас, Сохранились обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битку греков с амазонками — «Амазопомахия». Ученые считают, что это работа Ско-паса или его мастерской.

Девятнадцать векон стоял Мавзолей в Галикарнасе. Разрушение началось с того, что сначала его немного понредило землетрясение, затем гробницу царя снесли рьщари-логоиис-ты, построив из псе каменный монастырь-крепость.

В настояние время статуи Мавсола и Артсмисии, а также другие украшения Мавзолея хранятся в Лондонском музее. Намять о Галикарпасском Мавзолее сохранилась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в pa.wbTX городах Ближнего Востока.

Статуя сооружалась 12 лет. Велико было восхищение родосцев, когда строительную насыпь разобрали и они увидели бога Солнца. Молва об этом чуде света распространилась быстро, но, к сожалению, жизнь статуи оказалась весьма короткой, она не простояла и полувека. В 224 г. до и. э. статуя была разрушена сильным землетрясением, фигура надломилась выше колен, торс упал на землю, голова и плечи уперлись в холм. Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров, но, к сожалению, восстановить статую не удалось. Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 г. арабский наместник продал ее предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.

Колосс Родосский


Колосс Родосский

Остров Родос расположен в восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады. Это един из центров эгейской культуры. Многочисленные произведения античного искусства острова Родос дошли до наших дней, и одним из них является статуя Гелиоса — Колосса Родосского.

В III в. до н. э. остров Родос подвергся нападению. Войсками управлял полководец Деметрий. Несмотря на специальные осадные машины — последнее слово военной техники — одолеть родосцев ему не удалось. Войска отступили, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадку для десанта — гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиоподида — тоже своего рода чудо света — вместо разрушения принесла городу неожиданную финансовую выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы выкупили у родосцев массивную металлическую гелеояолиду за баснословные деньги — 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни островитяне возвели статую Гелиоса — покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292—280 гг. до я. э, в память об успешной обороне острова.

Статуя юноши достигает в высоту 36 метров. Установлена она была на торговой площади между морем и городскими воротами, на насыпном холме высотой 7 метров, облицованном белым мрамором. Статуя Гелиоса настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего ее, поразило то, что мало кто мог обхватить руками большой палец статуи. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки была приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слетка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голону украшал иенец из расходящихся и сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса — покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна мпря велением глого бога.

Автором статуи был представитель Родосской шкоды скульптор Харес, ученик Дисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трех массивных каменных столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. Ца уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками. Предположительно сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи составляло примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзы толшшюй 1,6 мм.

Александрийский (Форосский) светящийся маяк

Александрийский (Форосский) светящийся маяк

В 332—331 гг. до н. э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта — Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем НР менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывается чуть ли не 700 тысяч книг. Александрия был самым богатым городом своего времени, поэтому в ней возводилось много замечательных сооружений, к которым и принадлежит Александрийский маяк на скалистом острове Форос близ дельты Нила.

Строительство и использование маяков началось с развитием мореплавания. Сначала маяки не имели ничего общего с современными сооружениями; в непогоду на высоких берегах разводились большие костры. Значительно позже люди стали возводить искусственные сооружения. Одним из семи чудес древнего мира является Александрийский, или Форосский светящийся маяк, сооруженный в 283 г. до н. э. Строительство этого гиганта заняло всего 5 лет, что само по себе примечательно.

Основным строительным материалом для маяка послу жили известняк, мрамор и гранит. Маяк состоял из трех башен, поставленных одна на другую. Высота маяка по одним данным была 120 м, но другим — 130 — 140, по некоторым современным публикациям — 150 м.

Основание нижней башни было квадратное, с длиной сто роны 30,5 м. Нижняя бащня высотой 60 м была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 м, облицована беломраморными плитами. Верхняя башня - фонарь круг лая, с куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной (8 м) бронзовой гтатуей покровителя морей Посейдона.

На верхушке башни в объемной бронзовой чаше постоянно тлел древесный уголь, при помощи сложной системы зеркал отблеск углей отражался на 100 миль, указывая место нахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По щи рокиму и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.

Кроме своей основной функции маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они пояпятся у берега. Здесь же имелись флюгер, часы и астрономические приборы.

Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим размерам и сложной отражательной системе был единственным сооружением такого типа. Простоял он около 1500 лет, неся службу светоча. Маяк дважды страдал от землетрясений, его восстанавливали, по все равно крепкие морские ветры окончательно разрушили старые стены. Позже на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. Каменные остатки «чуда света» были встроены в Кайт-БеЙ, где находятся и поныне. Название острова превратилось в символ; слово «форос» стало означать «маяк», отнего образовалось и современное слово «фара».

В 1961 г. во время исследования прибрежных вод аквалангистами были найдены статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 г. международная группа археологов обнаружила па морском дне остатки Форосского маяка.

Добавить комментарий: