сентября 26, 2011
Необходимость в письменности появилась, как только человек осознал важность передачи информации на расстояние и во времени. Сначала человек пытался передать свои мысли с помощью картинок, появилось некое знаковое письмо, которое называют пиктографией (pictus — писанный красками, graph — пишу). Но трактовать рисунки однозначно разными людьми невозможно.
Известен случай, когда персидский царь Дарий, получив «письмо» от скифов (птицу, мышь, лягушку и 5 стрел) посчитал, что скифы покорились ему, в то время как его военачальник Гобрий «прочитал» послание «с точностью до наоборот».
Нужна была система знаков, принятая всеми или большой группой людей. Свидетельства такой условной письменности относятся ко второй половине четвертого тысячелетия до н. э. Это была шумерская письменность, заимствованная позже другими народами Междуречья. Знаки выдавливались на глиняных дощечках палочкой с прямоугольным основанием. Углы прямоугольника оставляли клиновидные углубления.
Расцвет клинописной литературы приходится на время правления ассирийского царя Ашшурбанипала (VII век до н. э.). Это был грозный завоеватель, но одновременно образованнейший человек своего времени, заядлый книголюб и коллекционер.
Он собрал 30 тысяч глиняных книг, представляющих всю имеющуюся в то время информацию. Расшифровка знаков показала, что жители Междуречья умели не только писать и читать, но и измерять площадь, высчитывать проценты, умножать и возводить в степень, извлекать квадратный корень.
Самая главная художественная книга в коллекции Ашшурбанипала – бессмертный эпос о Гильгамеше, самая древняя книга в мире. Царь города Урука обладает огромной силой и выносливостью, боги послали ему равного по физическим данным Энкиду. Вместе они борются со злыми силами, но боги же насылают смерть на Энкиду. Гильгамеш не хочет смириться с самим фактом смерти и отправляется за бессмертием к дальнему родственнику Утнапишти (Ною). Но Утнапишти не знает, как стать бессмертным, он дает только Гильгамешу напиток мудрости. Но и напиток царь не смог принести своему народу, его выпила змея. Казалось бы, измученный долгими переходами царь Урука возвращается ни с чем. Но в процессе выпавших на него трудностей он понимает главное: «человек смертен, но он живет в своих добрых делах».
Еще более удивительно, что глиняные книги, как и полагается библиотеке, хранились в определенной системе. Они были разложены по ящикам, расставленным по отделам: исторические таблички, медицинские, молитвы и мифы, списки законов, путешествия, гимны и т.д. Сохранились отделы со словарями иностранных слов. На многих табличках остались печати «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии».
Стоит отметить, что письменность считается одним из самых великих достижений и изобретений человечества.
Нина Ватрушкина, Samogo.Net
Последние опубликованные
Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производителиРекомендуем
Добавить комментарий: