октября 24, 2013
Фотография давно уже считается одним из полноправных жанров искусства. Более того, она один из самых реалистичных ее жанров, который позволяет передать всю эмоциональную напряженность уходящего мгновенья.
Среди фотографов ежегодно проводится множество конкурсов на разных уровнях. Одной из наиболее престижных наград, о которой грезит любой профессионал, является премия фотожурналистов World Press Photo.
Организация World Press Photo была основана в 1955 году. Ежегодная церемония награждения лучших фотожурналистов проходит в Амстердаме, в “Старой церкви” (Oude Kerk) . После завершения конкурса проводятся выставки в 40 странах, которые дают возможность миллионам людей ознакомиться с работами победителей.
Кроме того, издается каталог экспозиций на 7 языках, в том числе русском. Из сотен тысяч присылаемых на конкурс фотографий жюри выбирает одну, которой присуждается звание “Фотография года World Press Photo”. Кроме главной награды, премии получают также фотографы, удостоившиеся звания лучших в категориях “Горячие новости”, “Проблемы современности”, Люди в новостях”, “Портреты”, “Спорт”, “Искусство, развлечения”, “Повседневная жизнь”, “Природа”.
В этом году конкурс проводился в 56-й раз. На звание “Самая лучшая фотография в мире” претендовали работы более 5000 фотографов из 124 стран мира, которые представили около 100 тысяч снимков. Победителями в разных номинациях стали 54 участника, среди них были как одиночные фотографии, так и серии.
Общее их количество достигло 367. Снимки, удостоенные высокой награды, в основном передают человеческое горе, страдание, трудности, проблемы – как мирового масштаба, так и частные. Хотелось бы, чтобы это были радужные и беззаботные кадры, но ведь искусство всего лишь передает реалии современности, так что для оптимистичных фотографий перемены должны произойти в самой жизни.
Первого места удостоена работа шведа Пола Хансена, на которой изображена траурная процессия, которая несет тела палестинского мальчика Мухаммада Хиждази и его младшей сестры Сухайбы, погибших, как и их отец Фуад, в результате ракетной атаки. Из семьи выжила лишь мать, которую в критическом состоянии доставили в отделение реанимации. Снимок сделан в ноябре 2012 года, после израильской атаки на Газу. На нем убитые горем мужчины держат на руках безжизненные тельца девочки и мальчика.
Члены жюри были потрясены не только самим событием, ставшим основой работы, но также глубиной и силой переданного фотографом эмоционального напряжения. Хансену удалось уловить кульминацию человеческого горя и страдания. Майю Моханна, один из членов конкурсного жюри, которому выпала честь объявить победителя, отметил, что вся сила этой фотографии состоит в контрасте между скорбью и гневом взрослых и чистотой и невинностью погибших детей.
Основная цель фотографии, как и любого другого жанра искусства, состоит в катарсисе – очищении через страх и сострадание. В этом смысле работа шведского фотографа идеально выполняет свою миссию. Она затрагивает самые чувствительные струнки человеческой души: любовь к ребенку, страх смерти, сочувствие чужому страданию. Все, кто видел ее, отмечают, что никогда не смогут забыть этого зрелища: безжизненные маленькие тела, завернутые в саван, на фоне искаженных гневом и беспредельным горем лиц взрослых мужчин.
Хансен получит 10 тысяч евро в качестве приза, а также будет удостоен чести открытия в Амстердаме выставки World Press Photo. В интервью, данному агентству Associated Press , победитель признался, что его одолевают противоречивые чувства: ощущение великого счастья от получения самой престижной награды, и грусти от гибели невинных малышей.
Лучшая фотография года вызвала бурные споры среди специалистов. Некоторые из них утверждают, что автор использовал Photoshop для заострения внимания на некоторых деталях, что, по их мнению, недопустимо, когда речь заходит о документальном жанре, суть которого состоит в отображении истины. Манипуляции с освещением превращают фотоискусство в пропаганду, а снимок – в пропагандистский плакат. В результате страдает правдивость изображения.
Фотография-победитель вызывает конфликт между этическим состраданием и эстетическим восхищением и по сути подрывает доверие к самому жанру фотожурналистики и ее способности передавать реальность такой, какая она есть. Использование фоторедактора для концентрации внимания на конкретных моментах изображения приводит к переходу от описания к навязыванию своего мнения, что, по мнению профессионалов, является, неуважением к зрителю.
Возможно, нынешние споры о целесообразности присуждения первой премии шведскому фотографу в будущем повлияют на критерии оценки представленных работ, но сейчас победитель пожинает заслуженные лавры и готовится к выставке.
Последние опубликованные
Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производителиРекомендуем
Добавить комментарий: