января 25, 2014
Трудно отыскать хотя бы одного человека в России, который никогда не читал сказок Пушкина. Всего величайший из поэтов написал шесть сказок, какая же из них является самой трогательной и самой лиричной?
Мнения большинства литературоведов сходятся на том, что самая лиричная сказка Пушкина – это «Сказка о мертвой царевне», написанная хореическим (литературным) языком. Пересказывать ее нет смысла, поскольку знакома она каждому с детства.
Написано произведение было осенью 1833 г. в Болдино и рассказывает о красоте мнимой и истинной, прославляет любовь и верность. Вполне вероятно, что поэт впервые услышал ее от своей няни, Арины Родионовны, в селе Михайловском.
Это произведение занимает особое место среди всех сказок Пушкина, это не просто сказка, а сказка-поэма. Возможно, она не так популярна, как забавная «Сказка о попе и работнике его Балде» или нравоучительная «Сказка о рыбаке и рыбке», которая вошла в фольклор, не так трогательно-наивна, как «Сказке о царе Салтане», однако же некоторые места этого произведения (ответы стихий природы королевичу Елисею, похороны царевны и др. ) многие литературоведы считают в поэтическом отношении лучшим из всего того, что было написано Пушкиным.
В этом произведении поэт кроме русских фольклорных источников использует также западноевропейские, и, прежде всего, немецкие мотивы. Его сюжет сильно перекликается с сюжетом сказки братьев Гримм о Белоснежке и семи гномах, которая была написана в 20-30 гг. XIX, т. е. на несколько лет раньше. Несмотря на большое сходство между этими двумя произведениями, сказка Пушкина получилась более красочной и поэтичной. Сюжет, повествующий о победе добра над злом, взят из русских сказаний, однако поэт несколько изменяет его, убирая необязательные, «случайные» звенья народного фольклора, любые отклонения от основного действия, и вводя новые, по его мнению, необходимые, обязательные эпизоды, тем самым усложняя, а также переакцентируя функции основных персонажей. Несмотря на то, что сюжет и композиция очень похожи на народную волшебную сказку, есть в ней и черты, характерные для литературного произведения: голос самого автора, разнообразные способы создания образов и характеристик персонажей, сочетание реального и вымышленного, а также лирики и иронии, некая «психологизация» героев.
Отступая от традиционных фольклорных мотивов, писатель заставляет читателя взглянуть на героев внимательно, увидеть как явные, так и скрытые черты их характера, разобраться с самом содержании сказки и понять ее истинный, глубокий смысл.
Основная тема произведения – моральная. Здесь противопоставляются умная, высокая и стройная красавица-царица, которая "всех милее, румянней и белее» и при этом "горда, своенравна и ревнива" (внешняя красота при внутреннем безобразии) , и молодая царевна, идеальная девушка по мнению народного рассказчика, от лица которого и пишет Пушкин, которая красива не только красотой внешней, но и внутренней. Одна из основных мыслей произведения – красота внешняя ничто без красоты внутренней.
Большинство исследователей считают, что образ царевны очень напоминает обычную крестьянскую девушку, добрую и скромную, а главное, трудолюбивую, ведь как только она попала в терем богатырей, царевна «все порядком убрала, . . . затопила жарко печку".
Моральные идеалы народа поэт хорошо показывает при описании сцен пребывания царевны в доме богатырей, «румяных усачей». Перед читателем раскрываются картины необычайной нравственной чистоты, целомудрия и взаимного уважения. Как и положено любой сказке, самая лиричная сказка Пушкина учит добру. Кроме того, в ней поэт отразил национальные традиции, показав красоту русского языка.
Пушкин не просто пересказал народный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой выразил свои мысли и идеалы, а также представления о жизни. «Сказка о мертвой царевне» необычайно красочна, поэтична и лирична.
Последние опубликованные
Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производителиРекомендуем
Добавить комментарий: